Рецензия на Welcome to My DNA

Группу Blackfield нельзя назвать счастливчиками: с момента выпуска первого альбома в 2004 году Авив Геффен и Стивен Уилсон исполняют музыку, которую, в лучшем случае, упорно пытаются сравнивать с творчеством Porcupine Tree и с маниакальным усердием выставляют ей тэг «Прогрессив рок», а в худшем — обвиняют Уилсона в излишней попсовости и упрощенности звучания, что не к лицу «флагману рок-музыки наших дней». Познакомившиеся с творчеством PT благодаря альбомам Deadwing и Fear of a Blank Planet, поклонники начинают копать глубже в творчестве любимого музыканта, надеясь услышать музыку в таком же прогрессивном ключе и ставят себя в затруднительное положение от того, что не понимают как человек, сочинивший Anesthetize, может исполнять трехминутные поп-песни. В довершение ко всему, после громогласных требований слушателей в течение всего прошлого года выпустить новый альбом, название которого, как виделось многим, будет «Blackfield III», группа вошла в 2011 год с альбомом, названным «Welcome to my DNA»… на что они вообще рассчитывали?

Между тем, новый альбом Blackfield не дает ответов ни на один из этих вопросов. Более того, записывая его, группа явно и не ставила себе целей угодить всем, поскольку сейчас можно смело констатировать, что если первые два альбома можно было охарактеризовать музыкой для широкого круга слушателей, музыкой «для всех», то на новом альбоме Геффен и Уилсон отказались от этой идеи и выпустили диск для «своего», уже сформировавшегося, слушателя. Интересным фактом является и то, что большую часть материала для нового альбома изначально написал Авив Геффен, пока Уилсон был занят работой над альбомом Insurgentes. Но главной новостью на Welcome to My DNA является даже не это, а то, что, стремясь писать музыку уже для «своей» аудитории, Blackfield выпустили самый цельный и сплоченный свой альбом на данный момент. Если первые два альбома дуэта можно условно назвать сборниками песен-стилизаций, сборниками коротких и ярких историй, живущих каждая своей жизнью, то DNA — это коллекция песен, наиболее выигрышно звучащих именно в контексте альбома, хотя здесь и стоит оговориться, что у определенных песен здесь все так же есть неплохой коммерческий потенциал, и они вполне подходят для ротаций на радиостанциях. У определенных, но не у всех, - сложно назвать хотя бы одну коммерческую радиостанцию, которая решилась хоть раз поставить в свой эфир песню Go to Hell, стихи которой не содержат ничего, кроме нецензурной брани. Стоит сказать о стихах еще немного, поскольку если раньше главный герой песен был подвержен грусти и внутренним переживаниям, но все же сохранял некое подобие оптимизма, веру в себя и в «свет в конце тоннеля», то теперь создается ощущение, что внутри одной отдельно взятой личности апокалипсис уже наступил. Нашему парню осточертел окружающий его мир («Go to Hell»), он не видит выхода из запутанной бытовой действительности («Far Away»), морально он уже вполне готов к тому, что каждый новый день может стать последним днем его жизни («Rising of the Tide» и «Dissolving With The Night»), он не видит выхода из глобальных экологических проблем, связанных с разрушительной деятельностью человечества («Oxygen»). И самое главное, что причину всех бед он видит в себе, и не ищет себе ни прощения, ни оправдания («DNA»). Пожалуй, более депрессивную тематику сложно себе представить, и после этого уже не вызывает удивления, что в качестве специальных гостей на некоторых концертах DNA-тура были приглашены Anathema.

Но все же, несмотря на все вышеперечисленное, подобный виток эволюции не должен ввести слушателя в заблуждение: музыка Blackfield, как и раньше, эклектична и это по-прежнему знакомый нам Blackfield, - все те же акустические гитары, обилие оркестровых аранжировок и это по большей части все те же короткие поп-рок песни, на написание которых и был нацелен этот проект (немаловажной деталью является тот факт, что последнее слово в принятии решений изначально принадлежит Геффену, не Уилсону). Но только представлены они не совсем под привычным углом, от чего и кажутся плоскими и незапоминающимися после первых прослушиваний. Можно предположить также, что и принят публикой «Welcome to My DNA» был прохладно главным образом из-за того, что опять не оправдал ожиданий поклонников, что вовсе не делает сам альбом хуже. С каждым новым прослушиванием он раскрывается все ярче и захватывает именно как цельное законченное произведение, от начала и до конца. Новому альбому Blackfield не суждено сыграть решающую роль в творчестве коллектива, но маленький шаг вверх по лестнице эволюции группы он сделает определенно.
А параллели с Porcupine Tree при желании найти все-таки можно: кодовой фразой здесь будет «Lightbulb Sun».

Оценка: 7 из 10.


P.S. Не относится к рецензии, а является замечанием из жизни: по странному стечению обстоятельств с каждым новым альбомом Blackfield я впервые знакомился в дни ранней весны, поэтому каждый из их дисков стабильно ассоциируется у меня с весенним солнечным настроением, а сама музыка обманчиво кажется позитивной и мажорной. Приятного прослушивания!