Интервью с Лассе Хойле

Про датчанина Лассе Хойле вполне уверенно можно сказать, что за последние двадцать пять лет его творчество стало пусть и малой, но частью истории. По большей части он известен оформлением альбомов Porcupine Tree и Стивена Уилсона, для которых он также снял несколько видеоклипов и концертных фильмов.

В новом интервью для Prog Sphere Лассе рассказывает о работе и взаимоотношениях с Уилсоном, хотя помимо этого касается таких тем, как творческие муки поиска, работ студии Hipgnosis, своего инструментария и планов на будущее.

Не побоюсь заявить, что результаты твоего творчества украшают множество замечательных альбомов, выпущенных за последние двадцать-двадцать пять лет. Ощущаешь ли ты себя причастным к чему-то великому?
Ну, во-первых, спасибо за такую похвалу, я весьма смущён. Честно говоря, не уверен, что «великое» подходящий термин, эти альбомы очень хорошо продаются, но не уверен, что я был настолько причастен к их созданию. Я бы сказал, что больше был причастен к созданию визуального ряда: требуется уйма времени и личного участия для попытки создания лучшего оформления из возможных, и конечно же для увязывания его с визуальным оформлением для концертных выступлений.
Существует популярное выражение: не суди книгу по обложке. Если поменять обложку альбома, оформлением которого ты занимался, то это выражение потеряет всякий смысл. Я не вспомню альбома с твоим оформлением, музыка которого мне бы не нравилась. Какой фактор для тебя является ключевым в работе над проектом? Нужно ли тебе послушать музыку, для которой предстоит создать дизайн обложки?
К сожалению, должен признать, что альбом действительно можно оценивать по обложке – в некоторых случаях это даже хорошо, но в большинстве плохо. Под этим я имею в виду, что большинство людей просто хочет видеть одно и то же снова и снова. А если картинка хорошо смотрится на майке, то еще лучше, особенно с позиции менеджмента и лейбла, ведь товар с логотипами приносит прибыли больше, чем сами альбомы, - вот что по-настоящему обидно. Большинство не задумывается над оформлением своих альбомов вплоть до самого последнего момента, и в конечном итоге все эти «специальные издания» оформляются бессмысленными и по большей части однотипными старыми снимками, которые используются снова и снова, потому что не несут в себе какого-либо смысла или идеи. Таким образом, специальные издания нужны лишь для того, чтобы продавать товар в материальном виде. Большая часть таких изданий не приносит пользы, поскольку девяносто восемь процентов таких работ просто трата времени и усилий, не говоря уже о том, что они не стоят бумаги, на которой напечатаны. Поэтому я всегда был непреклонен в своем стремлении работать с людьми, также как и я считающими важным визуальный эффект, который по настроению будет совпадать с музыкой. Либо же ты просто тратишь время и переводишь впустую ценные деревья для создания отвратительной обложки, которая того не стоит.
Конечно, для того, чтобы я мог работать мне должна нравиться музыка, я здесь не для зарабатывания денег или занятия какой-нибудь халтуркой (возможно, это плохая мотивация с точки зрения бизнеса и в этом кроется причина того, что я до сих пор живу в одном шаге от бедности [смеется]), но я не могу позволить себе тратить время попусту на то, во что не верю. Я не могу тратить попусту и время других, ведь оно дорого, а людей, создающих одно и то же дерьмо, слишком много. Дело должно быть стоящим, или всё это не имеет смысла… во всяком случае для меня.
Многие годы ты работаешь с Porcupine Tree и Стивеном Уилсоном. С чего началось ваше сотрудничество?
Кажется, дело было так: я просто написал письмо Стивену после посещения концерта Porcupine Tree в маленьком датском клубе в 2000 году, где они выступали перед примерно восемнадцатью людьми. На том концерте только я и двое моих друзей были знакомы с творчеством этой великолепной группы. Мы думали, что клуб будет забит битком, но он был пустым, хотя мы не понимали почему (мне кажется, мы тогда побывали на одном из лучших концертов в своей жизни), и я сказал, что нужно что-то делать, потому что немыслимо, чтобы эти парни не были услышаны. Я просто предложил свою помощь Стивену, а он ответил на мое письмо, вот и вся история. Наш путь был долог и труден, наше сотрудничество продолжается до сих пор. Я уволился с работы, что было, возможно, не лучшим решением, но если не попытаться выйти за пределы своей зоны комфорта, то как мне кажется, не будет личного роста… я ни о чем не жалею, хотя было не сладко несколько раз оказываться в шаге от смерти, но все пережитые приключения и люди, которые встречались на этом пути, и все эти истории… всё это того стоит.
Какой из своих работ для Стивена Уилсона, как сольного исполнителя или как участника Porcupine Tree, ты гордишься больше всего? Какая из работ оказалась самой сложной?
Боже, очень непростой вопрос. Я люблю все свои работы, они все очень разные: по задумке, стилю, концепции, образам, использованным материалам и т.д. Каждая из них является шагом в новом направлении, иногда может быть трудно попросту пытаться понять их суть, но это и делает их столь интересными; я постоянно учусь и изобретаю что-то заново, это держит в тонусе. Ещё с каждым альбомом связаны какие-то личные события, происходившие в моей жизни во время работы над этими обложками — смерть, разрывы отношений, депрессии, госпитализации… Поэтому можно сказать, что кровь, пот и слезы пропитали каждую из моих работ. Но главная цель - то, что продолжает мотивировать заниматься этой работой. И большая удача иметь такого друга, как Стивен, который как и я хочет добиться качественного результата, и каждый раз сочиняет нечто особенное, он попросту заражает своей энергией и подталкивает вперед. Мне трудно выбрать какую-то одну работу, но я очень горжусь проектом Insurgentes, поскольку это была наша проба пера, а потом Grace for Drowning. Хотя я испытываю схожие теплые чувства ко всем проектам, думаю, нам удалось то, что никто никогда не воплощал похожим образом. Речь, конечно же о Hand.Cannot.Erase., не уверен, что видел у кого-нибудь нечто похожее.
Давай поговорим о твоей работе для нового, пятого по счету альбома Стивена To the Bone. Какова была задумка в этот раз?
После Hand.Cannot.Erase., ставшим весьма масштабным проектом, мне, но особенно самому Стивену не хотелось пытаться «побить» предыдущий релиз, а просто сделать To the Bone другим. Мы не ставили себе задачу попытаться повторить себя, не секрет, что новый альбом Стивена также будет отличаться от предшественника (естественно, я не могу раскрывать подробности), думаю всё станет понятно, когда у вас появится возможность взглянуть на новое оформление и послушать музыку. Это во всех смыслах не менее амбициозная работа, она просто другая и останется хорошей главой в истории моей жизни. Нет смысла снова и снова создавать одно и то же старое дерьмо, чем занимается, к сожалению, большинство всего лишь потому, что в этом они видят необходимость, без какого-либо интересного содержания.
Обложка альбома To the Bone довольно проста, но в ней также чувствуется некий потаённый смысл. Как оформление альбома отражает музыку и наоборот?
Скажу, что подобные ощущения возникают из-за того, что альбом гораздо более личный. Еще раз, я не могу разглашать детали, но могу сказать, что, когда альбом окажется в ваших руках, когда вы полистаете буклет и услышите музыку, всё встанет на свои места.
Ты и Карл Гловер издали книгу ваших работ для Стивена, которая охватывает период начиная с альбома Porcupine Tree 2002 года In Absentia и заканчивая Hand.Cannot.Erase. Что в неё вошло?
Да, мы издали книгу, она называется Index, в основном в неё включены не использованные и не публиковавшиеся ранее работы времен Porcupine Tree и всех сольных альбомов Стивена, а также другие проекты, над которыми Стивен работал за это время. За время работы над каждым из проектов и у меня, и у Карла оставалось по несколько тысяч фотографий, не существует площадки, чтобы опубликовать их все. Поэтому некоторые из них были опубликованы в данной книге, некоторые будут опубликованы в новых книгах, над изданием которых мы работаем. Хотя что у меня, что у Карла эти снимки из «сольного» этапа творчества. Я очень воодушевлен работой над этими книгами, надеюсь, скоро мы сможем поделиться подробностями.
Кто был твоим источником вдохновения, когда ты начинал? Являясь дизайнером, чье имя в наибольшей степени ассоциируется с прог-музыкой, что ты думаешь о работах студии Hipgnosis и Роджера Дина?
Если честно, я никогда не был частью «прога», пока не познакомился со Стивеном Уилсоном, и до сих пор таковым не являюсь, хотя мне нравятся многие из работ Hipgnosis. Это классика и предмет культа, и даже если ты не слышал альбом, наверняка то тут, то там натыкался на его обложку. Я невероятно очарован обложкой первого альбома Black Sabbath и тем, что Маркус Киф (он же Кит МакМиллан, тихо ушедший из жизни в 2012 году и несправедливо забытый общественностью) сделал в 70-е. Мне нравятся почти все его работы, он создавал простые, но увлекательные коллажи. Лично я считаю, что правильно сделанная фотография в сто раз эффектней любого нелепого рисунка или картины. На картинах Кита практически всегда присутствовал один или несколько человек, а мы люди в наибольшей степени соотносим себя с другими людьми. Ещё казалось, что работы смотрелись неуместно или будто были сделаны в параллельном мире, в неправильном месте и в не правильное время, но своей неправильностью притягивали и увлекали… Увидев раз, точно их запомнишь, в них есть то, чего никогда не сможет передать графика или символ!
Я никогда не имел ничего общего с Роджером Дином, я знаю несколько его обложек альбомов, но для меня они все на один манер. Группа Yes! никогда меня не впечатляла, мне нравится несколько их песен, но я не могу дослушать альбом до конца… Думаю, всё началось с тех времен, когда эксцентрика уже приелась, и нужно было выделяться космической тематикой и тому подобным.
Думаю, Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл превратили обложки альбомов в жанр искусства, что, к сожалению, кажется забылось, особенно в нынешнее время онлайн-музыки и картинок размером с почтовую марку… Все это чертовски обидно и грустно, хотя если не заводить аккаунт в ё***ном Spotify, то получается, что тебя как бы не существует… Я хочу надеяться, что такие музыкальные платформы, как Spotify и Apple Music, если только они действительно любят музыку настолько сильно, насколько это прокламируют, начнут также уделять внимание оформлению альбомов, публиковать информацию из буклетов и т.д. Насколько это сложно для реализации? Возможно, могло бы появиться несколько тысяч рабочих мест в этой индустрии… Потому что, блин, вокруг тонны дерьма, и кажется никого особо это не беспокоит… Не стану отрицать, что имея отношение к оформлению альбомов я не могу быть беспристрастным, но по большей части меня беспокоит положение дел в индустрии. И к счастью, есть еще люди, которых это волнует.
Помимо графического дизайна, ты также занимаешься работой с видео. Такой формат представляет тебе больше возможностей для того, чтобы рассказать историю?
Я не занимаюсь графическим дизайном, это прерогатива профессионалов, таких как Карл Гловер.  Я начинал как самоучка, поскольку за моими плечами не было ни художественной школы, ни школы кино. И что же делать? Заниматься тем, что нравится больше всего. Для меня это значит заниматься искусством, фотографировать, пробовать и оценивать, что получается. Поскольку видеофильмы тоже моя большая страсть, я нашел способ естественным образом объединить оба увлечения… В условиях очень скромного финансирования стараешься быть изобретательным, хотя сложно продемонстрировать на что способен при отсутствии бюджета. Но надеюсь когда-нибудь… Приходится постоянно доказывать, на что ты способен, потому что многие люди «боятся» человека, который не учился хотя бы в той же художественной школе, или школе кино. Обязательно нужна бумажка, подтверждающая, что ты художник или режиссер, а за моими плечами лишь постоянные переезды… Не всегда так важно пытаться рассказать историю, как передать эмоции песни или просто создать правильную атмосферу, при этом не перебарщивая.
Ты снимал как видеоклипы, так и концертные фильмы. Уверен, многим было бы интересно узнать каким оборудованием ты пользуешься для записи и монтажа.
Ну, не совсем просто рассказывать об этом, потому что всё мое оборудование куплено с помощью онлайн-микро-кредитов, а большая часть проектов достойно не оплачивается, поэтому в конечном итоге мне каждый раз приходится продавать свое оборудование, чтобы не оказаться в долговой яме. Даже продлить срок действия водительских прав стоит чертовски дорого. Кажется, мне приходилось распродавать свое оборудование уже раза четыре, и даже пару раз свою кровать и предметы быта. Но это всего лишь вещи… Они не столь важны, мне гораздо важней творчество и работа над тем, что делает меня счастливым. В настоящее время у меня есть только макбук, в нем установлена старая версия фотошопа — CS6, иногда я работаю в Premier Pro (CS6) и Final Cut Pro (6 или 7). Скоро проведу апгрейд… У меня есть фотокамера Nikon D800, за которую я полностью расплатился, но вот ноутбук и еще пара вещей до сих пор в кредите. Не уверен, что был полноправным владельцем большей части своего оборудования. Очевидно, если будет хороший бюджет, я возьму напрокат кое-какое приличное оборудование и с его помощью попробую сделать хорошую работу. Главное не терять находчивости. И держать пальцы скрещенными.
Считаешь ли ты, что современные обложки альбомов слишком компьютеризованы? В наше время не часто встретишь обложку с настолько «смелым» решением, как, например, фотография коровы (имеется в виду обложка альбома Atom Heart Mother группы Pink Floyd – прим. stupidmax). Считаешь ли ты, что подобная смелость в оформлении альбомов осталась в прошлом?
Да, и тысячу раз да! Похоже, это самое простое решение, любой человек, имея фотоаппарат и компьютер может чего-то сварганить, и очень многие вдруг начинают считать себя режиссерами, фотографами или художниками, хотя по большей части они просто владельцы фотоаппарата и ничего больше. Конечно, технологии упрощают работу, помогают не совершать ошибок и сделать красивый снимок… Но разве этого достаточно? Я так не считаю! Девяносто восемь процентов из того, что я вижу – чертовски однообразно и отвратительно, что слов нет. Но опять же, большинству людей на это наплевать! И еще люди используют так много тривиальных приемов, что это уже даже кажется нормой, а в блогосфере люди боятся высказывать свои мнения до тех пор, пока не спрячутся за вымышленное имя, и наоборот [смеется]. Просто и так очень мало смысла между обложками и содержимым альбомов, так зачем еще заморачиваться? Возможно, конечно, что музыканты тратят очень много времени и усилий на оформление своих работ, что это много для них значит. Еще возможно, многие считают, что поскольку их музыка хороша, то они понимают какой должна быть обложка их альбома, однако в большинстве случаев они не уделяют этому аспекту должного внимания и, к сожалению, с оформлением альбома всё получается кое-как… Меня, естественно, не впечатляют современные работы, и их качество с каждым днем лучше не становится.
С позиции художника (дизайнера, фотографа, оператора) есть ли у тебя цели, к достижению которых ты стремишься? Каковы эти цели?
Не оказаться бездомным, я серьезно! Также мне хотелось бы организовать еще несколько выставок, поскольку в душе я художник и все мои работы – очень личные работы, оказываются только на обложках альбомов… Нужно же как-то покрывать расходы, да?