Гэвин Харрисон рассказывает об альбоме «Perpetual Mutations», сохранении баланса в жизни и делится своим мнением касательно будущего групп Porcupine Tree и King Crimson: интервью от мая 2024 года для издания Musicalmind

«Самые интересные идеи приходят мне на ум, когда я чувствую полную свободу экспериментировать и в моей голове появляются свежие мысли».

Гэвин Харрисон

В ноябре 2020 года я впервые брала интервью у Гэвина Харрисона. В тот раз мы подробно поговорили о его карьере, о новом альбоме группы The Pineapple Thief «Versions Of Truth», а также о «Chemical Reactions» - первом совместном проекте с Антуаном Фафардом (http://musicalmind.altervista.org/in-conversation-with-gavin-harrison-the-drummer-who-is-always-looking-for-new-challenges/).

Спустя почти четыре года у меня снова появилась возможность взять у него интервью, и на этот раз мы поговорили о «Perpetual Mutations» - его втором совместном проекте с Антуаном Фафардом, а также о его видении будущего групп Porcupine Tree и King Crimson.


Несколько дней назад я брала интервью у Антуана Фафарда, и он посоветовал мне: «Если хочешь взять интервью у Гэвина, нужно связаться с ним сейчас, потому что в данный момент он «свободен»». Поэтому мой первый вопрос таков: что для тебя означает «свобода» или «быть свободным»?

Это свобода делать все, что хочешь. Мне повезло, что в моей жизни наступил такой период, когда мне не нужно работать, если я этого не хочу. Так что сейчас я занимаюсь только той работой, которая мне нравится и приносит творческое удовлетворение. У меня очень удачная должность. Можно просто выбрать работу, которую хочешь, и людей, с которыми хочешь работать. Кроме того, мне нравится проводить время дома и практиковаться в игре на барабанах.

«Эклектичный». Вот как Антуан определил альбом «Perpetual Mutations» - ваш второй совместный проект. А как бы ты его определил?

Этот альбом отличается от предыдущего. На самом деле, концепция альбома «Chemical Reactions» изначально строилась вокруг нашей игры с оркестром, а позже - со струнным квартетом. Мне нравится создавать что-то немного необычное и вызывающее. Когда играет струнный квартет барабаны почти не слышны. Для «Perpetual Mutations» мы решили использовать другие инструменты. Поэтому у нас появились саксофон, тромбон, виолончель, хандпан, скрипка, гобой, вибрафон и маримба (а также, конечно, фортепиано, бас-гитара и барабаны). Все основано на композициях Антуана, поэтому мы просто стараемся найти наилучший способ их представления.

Как ты отметил, «Perpetual Mutations» - это альбом, треки которого задуманы для исполнения на нетрадиционных инструментах. Как ты отреагировал, когда Антуан впервые предложил эту идею? И как ты отнесся к появлению этих нетрадиционных инструментов?

Антуан пишет особую музыку, которая всегда интересна. Кажется, его предложение прозвучало в 2020 году, когда мы обсуждали возможность создания еще одного совместного альбома. В то время мы начали задумываться, что могли бы сделать и какими новыми путями могли бы пойти. Песня за песней у нас появлялись идеи насчет того, какие инструменты могли бы подойти для того или иного произведения. У Антуана обширные контакты среди музыкантов, с которыми он всегда на связи. Ему было очень легко связаться с ними и попросить сыграть в композициях.

На создание этого проекта ушло почти четыре года. За это время вы с ним сильно изменили треки по сравнению с первоначальной концепцией?

Не совсем. Одна из причин, по которой работа над этим альбомом заняла так много времени, заключается в том, что я был занят с другими моими группами – The Pineapple Thief и, конечно же, Porcupine Tree, которые вернулись после двенадцатилетнего перерыва. Подготовка к этому туру заняла у меня много времени и в 2022 году, и летом 2023-го. К тому же, я не люблю работать до изнеможения. Я не заканчиваю один проект, а на следующий день начинаю другой, или заканчиваю один тур и сразу же начинаю другой. Жизнь на самом деле основана на балансе, и этот баланс нужно правильно соблюдать. Контролировать этот баланс не всегда получается, но когда есть возможность им управлять, я предпочитаю поддерживать его в более здоровом состоянии, как с музыкальной точки зрения, так и с точки зрения семейной жизни. Тем временем, Антуан присылал мне новые композиции каждые два месяца, и в конце прошлого года я наконец-то смог уделить им должное внимание. Кажется, я записал барабаны в начале 2024 года, но не думаю, что за это время аранжировки сильно изменились.

Антуан часто создает свои проекты, подразумевая конкретного барабанщика. Учитывая, что это ваш второй совместный проект, я спросила его, чем ты отличаешься от других барабанщиков. Теперь спрошу тебя: что в Антуане такого, что отличает его от других музыкантов, по твоему мнению?

В его музыкальном почерке множество узнаваемых штрихов и интересных ритмических задач. Я знаю, что он сотрудничает с некоторыми по-настоящему великими барабанщиками. Тот факт, что он выбирает конкретного барабанщика для проекта и пишет композиции, которые подходят этому барабанщику, очень интересен. Мне нравятся его композиции. Мне нравится, как он выстраивает свои ритмы. Иногда это проявляется не в единственном исполнении, но и в нескольких вариантах исполнения. Такая вариативность может открыть хорошие возможности для творчества при игре на барабанах. Что-то вроде чистого холста, на котором можно действительно делать все, что захочешь.

Я узнала, что на этом альбоме ты снова играешь на маримбе. Отличался ли этот опыт от альбома «Chemical Reactions»?

У меня прекрасная маримба. Допустим, я «владелец маримбы», но на самом деле я на ней не играю. По поводу некоторых композиций, которые он мне прислал, я ответил, что мне слишком сложно их исполнять. Поэтому мы решили пригласить перкуссиониста, который действительно умел бы играть на маримбе и вибрафоне.

С «технической» точки зрения есть ли какие-то «хитрости» или какие-то особенности, к которым ты прибегал для записи этого альбома?

Не совсем. Наличие домашней студии означает, что можно сделать один дубль или сотню. Когда я был молод и только начинал работать в студии, все музыканты собирались в одной комнате, мы играли вместе, и композиции записывались очень быстро. В студии Би-би-си мы репетировали и записывали десять песен за три часа. Это был просто принцип работы, которому нужно было научиться. Затем, на протяжении 80-х и большей части 90-х процесс почти ничем не отличался. Я играл в студиях, и со мной играли другие музыканты. С 1997 года у меня собственная студия, и записываясь на компьютерах, по сути, можно делать все, что захочешь. Я по-прежнему придерживаюсь принципа, что хочу исполнять все композиции как единое целое, но, к сожалению, здесь я сам по себе. Это означает, что в своей студии я не играю с Антуаном или другими музыкантами. В конце концов, какую бы помощь в работе ни оказали компьютеры или технологии, единственное, что имеет значение, — это конечный результат. Говорит ли музыка о чем-то интересном? Трогает ли людей, которые её слушают? Действительно ли она стала хорошим воплощением хорошей идеи? Наверное, я мог бы записать альбом за один день, но это оказалась бы точно не лучшая моя работа, потому что мне нравится иметь время на эксперименты, обдумывание, прослушивание и переоценку того, что я делаю. Иногда на запись песни у меня уходит два дня, но, послушав ее позже, я, возможно, решу повторить все ещё раз. Это роскошь (и проклятие) самостоятельной работы в собственной студии.

Для записи этого альбома вы (с Антуаном), по сути, обменивались файлами. Перед записью своих партий ты получил записи всех остальных музыкантов, то есть ты был последним, кто записал свои партии?

В большинстве случаев, главным образом из-за того, что Антуану приходилось ждать, пока я освобожусь, композиции были уже готовы. Это означает, что обычно я записывал свои партии последним.

Когда тебе присылались незаконченные композиции и ты их слушал, было ли в них что-то, что ты хотел изменить?

Это желание не влияло на то, что я собирался сыграть. Композиции не были похожи на соло-партии, на которые мне нужно было как-то реагировать. Например, если будет партия трубы, но она еще не записана, я могу поработать с ней, сыграв ее на клавишных, просто чтобы понять, какой будет партия. Это мне очень помогает, потому что мне нужно услышать, где она будет звучать. Антуан очень хорош в представлении полной картины композиции. Я работал над другими проектами, где к тому времени, когда я узнавал, что запись закончена, музыка звучала совершенно по-другому.

Когда мы разговаривали в октябре 2020 года, ты только что выпустил альбом «Versions of Truth» с группой The Pineapple Thief. Четыре года спустя вы выпустили еще один совместный альбом «It Leads to This», и Антуан Фафард принял участие в записи треков на делюкс-издании альбома на CD. Каким было его участие в этом проекте? Отличалась ли работа с ним над этим проектом?

Обычно, когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, они издают версию на CD, на виниле, а затем делают «специальное издание». В «специальном издании» будет CD и объемный широкополосный аудио-микс (в данном случае сделанный Брюсом Сурдом). Кроме того, лейбл захочет дополнить издание еще одним диском с альтернативными версиями песен. В прошлом эти альтернативные версии исполнял Брюс, он играл их на акустической гитаре. В альтернативных версиях песен альбома «Versions of Truth» я много экспериментировал, играя на электронных барабанах и маримбе. Когда дело дошло до новой пластинки «It Leads to This», мы задумались, что сделать для диска специального издания. Мы не хотели повторяться, поэтому я пригласил Антуана Фафарда для создания струнных аранжировок всех песен. Затем мы обнаружили, что у нас есть всего три недели, чтобы закончить работу над альтернативными версиями песен. Я позвонил Антуану и спросил, может ли он закончить аранжировки для семи песен. Он ответил, что это возможно, но на завершение работы уйдет не менее трех месяцев. Поскольку сроки поджимали, я спросил есть ли у него какие-нибудь идеи, и, поскольку он умеет играть на испанской гитаре, он сказал, что может сделать версии песен на такой гитаре. Я подумал, что это отличная идея, и попросил его лишь сохранить вокальную мелодию. Он мог менять аккорды, менять все остальное... просто сходить с ума... они не обязательно должны были звучать как оригинальные песни. Он начал с пары композиций, просто для пробы, и они нам очень понравились. Я добавил в его версии немного перкуссии. Если будет возможность послушать этот диск, сможешь услышать несколько по-настоящему классных аранжировок.

Тем временем, в июне 2022 года вышел новый альбом группы Porcupine Tree «Closure/Continuation», за которым последовал тур. В октябре 2023 года Стивен Уилсон сообщил в интервью: «Возможно, мы запишем еще один альбом вместе», но он также добавил: «Я подозреваю, что это будет наш последний тур». Каким ты видишь будущее Porcupine Tree? Это скорее «завершение» или «продолжение»?

На данный момент я не знаю, отправимся ли мы в еще один тур или запишем еще один альбом. Даже в 2010 году мы никогда не утверждали, что группе пришел конец, потому что в Porcupine Tree есть много хорошего. Думаю, что с творческой точки зрения Porcupine Tree — это захватывающий творческий проект для меня, Ричарда (Барбиери) и Стивена (Уилсона). Мы знаем, что когда мы втроем собираемся вместе, всегда происходит что-то хорошее. Это нечто большее, чем сумма частей. Среди нас происходит что-то волшебное, и это нечто большее, чем личное участие. Самое лучшее в Porcupine Tree, что все мы происходим из разных слоев общества, мест и традиций. Такие различия могут оказаться проблемой для Porcupine Tree, поскольку все мы движемся в разных направлениях. Но точка, где мы встречаемся, которая относительно невелика, захватывает нас. И мы это признаем. Мы знаем, что каждый раз, когда мы работаем вместе, можем создать что-то, что нам действительно нравится. Кроме того, похоже, что зрителям это тоже нравится, а это обнадеживает. Мы не отказываемся от идеи снова записываться или гастролировать. Кто знает?

И, конечно же, есть King Crimson. В июле 2023 года в интервью журналу Rolling Stone Роберт Фрипп заявил: «Если бы спросили: что бы потребовалось King Crimson, чтобы снова отправиться в большое турне? Мой короткий ответ был бы таким: «Если бы я точно знал, что гастроли King Crimson — это единственный способ предотвратить Третью мировую войну, я бы сделал нужные звонки».» Учитывая, в каком сумасшедшем мире мы живем, я думаю, что прочитав приведенное выше заявление, люди зададутся вопросом: «Тебе в последнее время не звонил Роберт Фрипп?».

Ну, я уже давно не разговаривал с Робертом. В 2021 году мы отправились в турне по Японии, и тогда Роберт сказал, что, по его мнению, эта работа «завершена». Проект, который мы начали в 2014 году, – последняя версия группы – подошел к завершению. Это не обязательно означает, что с King Crimson покончено или что они никогда больше не выступят. Это во многом зависит от Роберта. У него есть представление о том, что такое King Crimson и какой должна быть группа. В 2013 году у него появилось видение создания новой версии группы с тремя барабанщиками на переднем краю сцены и остальными участниками группы позади. Это была блестящая идея. Он мог выбрать любых музыкантов, которых хотел, он еще и очень хороший «агент по подбору исполнителей». Он выбрал музыкантов, которые, как он считал, воплотят его идею в жизнь, и я думаю, он был очень доволен последней версией King Crimson. Не было никаких разговоров о том, чтобы что-то делать в будущем, но я никогда не чувствовал, что на этом все заканчивается. Все всегда можно вернуть.

Какие у тебя дальнейшие планы?

Во-первых, это «Perpetual Mutations» - альбом с Антуаном, который выйдет совсем скоро. Во-вторых, я работал с канадским гитаристом. Я уже сыграл на двух его альбомах, и сейчас мы сочиняем музыку вместе. Возможно, у нас будет проект, но пока рано об этом говорить. У меня есть другие предложения о работе. Есть некоторые вещи, которые я хотел бы сделать, и некоторые, которыми мне заниматься не хочется. Вдобавок ко всему, у меня уже давно не было времени как следует попрактиковаться. Когда ты в туре, у тебя просто нет времени попрактиковаться в игре на барабанах. А за последние три года я много гастролировал. Мне очень нравится работать дома, потому что пока практикуешься, тебе в голову приходят новые идеи, которые могут превратиться в композиции. Важно иметь время, чтобы позволить этому случиться. Самые интересные идеи приходят мне на ум, когда я чувствую полную свободу экспериментировать и в моей голове появляются свежие мысли.

Интервью провела Рафаэлла Меззанзаника для ресурса Musicalmind, 27.05.2024