Stupid Dream

Студийный альбом

Выпущен 6 апреля 1999 на kscope
Stupid Dream

Stupid Dream — пятый студийный альбом, записывался с января 1998 по ноябрь 1998 г.

Стивен Уилсон об альбоме:

В те времена я писал стихи о себе, о своих сомнениях и чувствах — все обычные комплексы певца-сочинителя. В моей голове крутилась мысль, что наиболее сильные стихи рождаются из личных переживаний и личного отношения к происходящему вокруг.

Когда я писал песни для этого альбома, я испытывал очень противоречивые чувства, выбирая между тем, чтобы быть рок-звездой или рок-музыкантом, пытаясь быть экспериментатором и писать песни, и потом, когда ты закончил работу над альбомом, над музыкой, завершил творческий процесс, ты уходишь из студии и даешь концерты и рекламируешь свою пластинку. И этот последний этап - всегда худший этап в жизни музыканта. Это не очень творческий процесс. Это просто в большинстве случаев, циничный процесс — продавать свою музыку. Но этим тоже нужно заниматься. Я имею в виду, если популярный музыкант пытается «оставаться на плаву», ему придется, в некотором смысле, стать проституткой, чтобы продать свою музыку и свой образ. И я испытывал подобные противоречия внутри себя. Если думать об этом постоянно, можно сойти с ума, понимаете? Это абсурдная вещь, которой приходится заниматься. И я думаю, многие подростки мечтают быть поп-звездами, быть профессиональными музыкантами. Эта «глупая мечта» быть популярным и «быть в центре внимания и когда все замечательно». И, конечно, реальность не такая сказочная, и быть профессиональным музыкантом это очень тяжелая работа. Это может быть крушение надежд, разочарование, и, по большей части, это очень изнурительная работа.

Как будто сидишь с представителями рекорд-компании и обсуждаешь, как мы будем продавать альбом. И, в каком-то смысле, твоя музыка превращается в продукт. Поэтому на обложке пластинки изображен конвейер по производству компакт-дисков. Очевидно, что данный процесс сложно представить соседствующим с творчеством, с написанием музыки. Но я хотел, чтобы этот контраст был виден. Главная идея здесь: люди, знающие Porcupine Tree, знают, что мы не относимся к тем группам, которые продают свою музыку, как продукт и подстраиваются под рынок. И я думал, что данная обложка наилучшим образом прокомментирует эту мысль. Что может быть глупее, чем желать делать музыку чтобы продавать ее?

Even Less

Even Less впервые прозвучала на одном из концертов в 1998 году как 15-минутный эпик. Стивен Уилсон о Even Less: «Эта песня изначально представляла собой 17-минутный трек и была записана как 17-минутный трек, и в ней было все».
В итоге, Уилсон включил в альбом только первую часть песни. Вторая часть была опубликована как би-сайд сингла Stranger by the Minute, а полная версия песни появилась позже на сборнике Recordings. В конце песни можно услышать голос какой-то женщины, произносящей странные комбинации цифр. Уилсон рассказал о них следующее: Счет в Even Less взят из записи коротковолновой станции. Понято, что эти станции использовались разведывательными службами, чтобы передавать кодированные сообщения, хотя ни одно государство никогда не признавало существование этих станций и цели, для осуществления которых они могли существовать. Эти коды фактически невозможно перевести без ключа, который всегда разный.

Piano Lessons

Стивен Уилсон определяет Piano Lessons как наиболее психоделическую песню Porcupine Tree со времен On the Sunday of Life... В видеоклипе на эту песню музыканты крутятся в странных масках и показывают таблички с подписями. Клип очень хорошо отражает концепцию альбома, как и стихи этой песни: Забудь о планах на будущее, Будь готов к тому, что будешь продан...

Stupid Dream

Stupid Dream это 28-секундный кусочек с оркестровкой и небольшими звуковыми эффектами.

Pure Narcotic

Pure Narcotic была вторым синглом с альбома. В этой песне доминируют акустические гитары, рояль и стихи. CD сингл также включает в себя концертную версию композиции Tinto Brass. Также, в стихах есть упоминание об альбоме Radiohead The Bends: You keep me hating, You keep me listening to 'The Bends'.

Slave Called Shiver

Стивен Уилсон о Slave Called Shiver: Эта песня о любви и о пороках. Я имею в виду, эта песня о безответной любви. Это песня о любви к кому-то, кто любит кого-то другого, но ни одна из этих связей не взаимна. Она очень тесно связана с Don't Hate Me, которая повествует опять же о безответной любви к кому-то, кто находится на большом расстоянии от любящего. Don't Hate Me представляет собой более критическую ситуацию, поскольку здесь этот человек действительно начинает следить за объектом своей любви, звонить ей и, вы понимаете, что это перерастает в паранойю. Slave Called Shiver менее экстремальна. Она о ком-то, влюбленном в кого-то. Эта любовь безответна и поэтому в ней отражено столь сильное желание обладать объектом своей любви. Pure Narcotic также посвящена влечению к кому-то.

Dont Hate Me

В Dont Hate Me впервые за всю историю Porcupine Tree звучит саксофон, партии которого сыграл Тэо Трэвис (Theo Travis).

This Is No Rehearsal

This Is No Rehearsal — это «микстура», состоящая из полу-акустических ингредиентов, разбавленных отчаянным вокалом и хеви-металлическим «рубиловом», эта песня впервые прозвучала на одном из концертов Европейского тура 1998 года. Стивен Уилсон о This Is No Rehearsal: Эта песня была написана под влиянием одного трагического события, произошедшего в Великобритании несколько лет назад. Ребенок был похищен из торгового центра, пока его мать на мгновение отвлеклась, и позже был обнаружен мертвым с признаками насильственной смерти около железнодорожной линии. Самым ужасным было то, что насильниками-убийцами оказывались двое детей.

Baby Dream in Cellophane

Baby Dream in Cellophane — короткая психоделическая песня, звучащая в духе ранних Pink Floyd, особенно их редкой песни The Embryo и немножко похожая на середину песни Set the Control for the Heart of the Sun. Стивен Уилсон о Baby Dream In Cellophane: Стихи написаны от лица младенца: Я — в своей детской коляске. И эта песня очень цинична, поскольку он говорит, что жизнь ребенка уже распланирована родителями на годы вперед, и ребенок поет из детской коляски: Что ж, нет, Я не собираюсь идти этой дорогой, которая выбрана для меня. Я - протестую. Это почти сюрреалистический подростковый гимн протеста. Вспомните Нирвану, они пели о мятежных подростках, а я пишу песни для ребенка-бунтаря!

Stranger by the Minute

Stranger by the Minute была третьим синглом с альбома. CD-версия сингла интересна не только присутствием на нем в качестве би-сайда второй части песни Even Less, но и PC-секцией с промо-клипом на песню Piano Lessons.

A Smart Kid

С песней A Smart Kid Стивен Уилсон вернулся к истокам, в частности к песне Radioactive Toy. Стихи этой песни повествуют о единственном человеке, оставшемся в живых после ядерной войны, который избежал смерти улетев с Земли на космическом корабле. A Smart Kid — любимая песня фронтмена Opeth, Микаэла Окерфельдта.

Tinto Brass

Tinto Brass единственная песня на альбоме, написанная всеми участниками группы. Инструментальный трек Porcupine Tree был назван в честь итальянского порно-режиссера, Тинто Брасса, он начинается с монолога девушки на японском языке. Раскрывая секрет присутствия в треке монолога на японском языке, Стивен Уилсон говорит: О, да, этот монолог звучит на японском! Это моя девушка, она японка и у нее была кассета с фильмом. Знаете ли, очень трудно найти фильмы Тинто Брасса здесь, в Англии. Он здесь никому не известен. Я имею в виду, я не знал, кем он был. Я только увидел его имя на обложке диска. Сейчас я узнаю о нем все больше и больше. Я искал какую-либо информацию о нем в английских видео-магазинах и журналах, но не смог найти вообще ничего. И потом у моей девушки появилось несколько японских изданий его фильмов, я попросил ее найти хоть что-нибудь, если там информация о нем. И она нашла. Она нашла небольшую биографию на японском языке: где он родился, его фильмография. И она сказала: Что ж, тебе перевести, что здесь написано? (Потому что я хотел, чтобы эта информация прозвучала в композиции), и я сказал Нет, я хочу, чтобы ты прочитала эту биографию на японском. И она прочитала. Но там упоминаются только его фильмография и место, где он родился... Ничего интересного.

Stop Swimming

Stop Swimming навеяна одной из любимейших групп Стивена, Talk Talk. Уилсон об этой песне: Я понял, что песни для этого альбома в большинстве случаев написаны обо мне и моем отношении к музыкальной индустрии и о том, что я чувствовал, попав в мир музыкального бизнеса. Такие песни как Stop Swimming... «может пора перестать плыть по течению»... эта индустрия может проглотить тебя, и у тебя нет ни малейшего шанса сломать эту стену. Я имею в виду, я никогда не был частью этой индустрии. Я никогда не буду ее частью.

Все песни написаны Стивеном Уилсоном, за исключеним Tinto Brass, которую писали все вместе.

  1. Even Less (7:11)
  2. Piano Lessons (4:21)
  3. Stupid Dream (0:28)
  4. Pure Narcotic (5:02)
  5. Slave Called Shiver (4:40)
  6. Dont Hate Me (8:30)
  7. This Is No Rehearsal (3:26)
  8. Baby Dream in Cellophane (3:15)
  9. Stranger by the Minute (4:30)
  10. A Smart Kid (5:22)
  11. Tinto Brass (6:17)
  12. Stop Swimming (6:53)

Альбом был переиздан 15 мая 2006 года. Он был переиздан в формате CD\DVD-A, а также на двойном виниле, но виниловое издание альбома доступно для покупки только через официальный интернет-магазин Burning Shed. CD включает в себя альбом, перемикшированный Стивеном Уилсоном, DVD-A включает в себя микс альбома в формате 5.1, два бонус трека и видеоклип на песню Piano Lessons.