Скромное название противоречит качеству материала на этом диске. Название «Recordings» тонко намекает, что этот релиз Porcupine Tree 2001 года не был полноценным альбомом. Эти девять треков издавались ранее в качестве бисайдов, являлись раритетами или новыми записями. Но эта компиляция отнюдь не звучит как набор стилистически разных песен, скомпилировано и отредактировано всё было с умом.
«Альбом появился из необходимости», - говорит Стивен. «В конце 2000 года нас пригласили принять участие в совместном туре с Dream Theater, группой, о которой я почти ничего тогда не знал, и их музыка не была из разряда меня интересовавшей. Но они пригласили нас, а это была хорошая возможность выступать в Европе перед аудиторией в пять или шесть тысяч человек каждый вечер. «Recordings» был собран воедино с целью окупить деньги, которые были вложены в проведение того тура».
Но просто собрать воедино изданный прежде материал было недостаточно для выпуска альбома, способного окупить затраты. Четверо музыкантов – Ричард Барбиери (клавишные), Колин Эдвин (бас), Крис Мэйтланд (барабаны) и Стивен Уилсон (вокал, гитара, рояль и сэмплы) – собрались 15 марта 2001 года в студии Foel в Уэльсе для записи нового материала.
«Вместе мы джемовали несколько дней», - рассказывает Стивен. «Один из таких джемов впоследствии стал песней «Buying New Soul». Этот трек я унес домой, отредактировал, добавил эффектов и написал для него стихи».
«Buying New Soul», кажется, лучше всего подходит для полуночного прослушивания. Она начинается с клавишного колдовства Барбиери, которое действует словно чары. Эффект усиливается благодаря головокружительным партиям контрабаса Эдвина. Акустическая гитара Уилсона нежно перебирает струны, а тикающие барабаны Мэйтланда завершают заклинание. Нисходящий печальный вокал балансирует на фоне созданной гармонии, не превращаясь в неуместный гимноподобный крик.
«Эта песня стала одной из ярчайших в нашей карьере» - замечает Уилсон. «Если бы мы не задумали «Recordings», возможно, эта песня оказалась бы на «In Absentia», нашем следующем альбоме, хотя, думаю, тот альбом был совершенно другим по звучанию. А в качестве открывающего «Recordings» это был очень сильный трек. Он сразу отметает любые рассуждения о том, что перед слушателем сборник полу-дерьмовых отбросов».
К слову, второй трек был именно из этого разряда. Когда Стивен представил песню «Access Denied» остальным участникам группы с целью включить её в альбом «Lightbulb Sun», она не набрала нужных голосов поддержки. Песня в стиле XTC была забракована. Стилистически она меняется от бойких фантасмогоричных стихов под фортепьяно через злорадно безумные психоделические мостки к приглушенному припеву, в котором молитвенному голосу Стивена аккомпанирует лишь акустическая гитара.
««Access Denied» я написал для альбома «Lightbulb Sun» и был просто влюблен в нее, но все остальные были от неё не в восторге» - смеется музыкант. «Но, когда пришло время компоновать сборник, остальные участники были не столь придирчивы в вопросе того, что в него включать. Поэтому я смог себе позволить опубликовать то, что мне нравилось без страха получить на это чье-нибудь вето. Крис записал барабаны на мой демо-трек и всё».
«Cure for Optimism» не совсем песня Porcupine Tree, это больше сольное сочинение. В 2000 году Стивен Уилсон выпустил на лэйбле Tonefloat укороченную версию этой песни под своим именем на 7-дюймовом сплит-сингле с группой Use of Ashes. Альбомная версия «Cure for Optimism» словно вырастает из концовки «Access Denied». Она начинается со спектрального звукового полотна в стиле Bass Communion и затем из этого возникает тихое бренчание акустической гитары. Затем, для достижения необыкновенной красоты вкрапляются партии рояля с эффектом эхо. Вокал Стивена в этой песне полон страха и изумления.
«Иногда перед тобой находятся два музыкальных фрагмента, каждый из которых, вероятно, не назовешь выдающимся, но, когда последовательно накладываешь их один на другой, вместе они начинают звучать более осмысленно» - объясняет он. «Во многом я считаю «Cure for Optimism» предтечей двух сольных песен, которые затем попали на следующий альбом – «Lips of Ashes» и «Collapse the Light Into Earth». Когда у меня получалось сочинить нечто, звучащее столь цельно, остальным участникам уже нечего было привнести в эти композиции».
Ощущение невесомости продолжается и в медленно раскрывающейся инструменталке «Untitled», которая родилась из импровизации во время студийной записи 15 марта. Позже в альбом также была включена еще одна инструментальная вещь, «Ambulance Chasing», записанная во время работы над альбомом «Stupid Dream». Барабаны словно из обряда дикого племени, вкрапления безладового баса, ошалелые клавишные, а также соло Тэо Трэвиса на саксофоне, пропущенное через усилитель с эффектом квакушки. Все это сочетается с продолжительным соло Уилсона на слайд-гитаре, которое звучит словно он лезвием срезает струны в стружку. Третий и закрывающий альбом инструментальный трек, «Oceans Have No Memory», это протяжный гитарный монолог в духе альбома группы Fleetwood Mac «Albatross».
Остальные песни на «Recordings» гораздо сильней связаны с двумя предыдущими студийными альбомами группы. Удлиненная версия песни «Even Less», эксклюзивно опубликованная на «Recordings», прежде была разделена на две части. Первая открывает альбом «Stupid Dream» и задает тон всему альбому, состоящему из более лаконичных композиций. Вторая часть, раскидистая интерлюдия прогрессивного рока, была опубликована в качестве бисайда сингла «Stranger by the Minute». Еще на «Recordings» выпущены песни «Disappear» и «In Formaldehyde». Обе изначально были написаны для «Lightbulb Sun», альбома, посвященного теме разваливающихся взаимоотношений.
«Это очень личные песни, но, надеюсь, они универсальны», - говорит Стивен. «Когда мы компоновали альбом «Lightbulb Sun», «In Formaldehyde» показалась нам немного замедленной, а у нас уже была медленная песня на альбоме. Песню «Disappear» я записывал много раз в различных аранжировках. Версия этой песни на «Recordings» была записана во время работы над альбомом «Lightbulb Sun». Но было еще две демо-версии этой песни, которые в конце концов были выпущены синглом на 7-дюймовой пластинке, прилагавшейся в качестве бонуса к первому изданию на виниле концертного альбома «Coma Divine». Первое демо я записал за неделю до того, как мы записали «Coma Divine», а второе – когда вернулись домой с тех концертов. Если вы слушали те версии, то могли услышать, как я бился с ними. Но для «Recordings» я записал упрощенный вариант, и он получился прекрасным!».
Альбом был выпущен в июне 2001 года ограниченным тиражом 20 000 пронумерованных копий. В последующие годы «Recordings» стал весьма востребованным, особенно среди новых поклонников Porcupine Tree, поэтому он был переиздан в 2010 году.
«Этот альбом совсем не похож на «скелет в шкафу»» - заключает Стивен. «Совсем наоборот, думаю, для меня и многих поклонников этот альбом является одним из лучших дисков Porcupine Tree. И хотя он задумывался как разовый ограниченный тираж, теперь этот диск нужно считать важной частью дискографии группы».
Перевод: stupidmax