Новостная рассылка от Стивена Уилсона. Продолжаем разбор песен с грядущего мини-альбома «Четыре с половиной».
Sunday Rain Sets In
В этом треке очень «сочное» напряжение между зловещим тихим бренчанием электрогитары и соблазнительно красивым повторяющимся фортепьянным мотивом Хольцмана. Когда нарастающее неистовство звука наконец-то доходит до апофеоза в крещендо инструментов, это неистовство все еще звучит шокирующе и неожиданно. Трек изначально задумывался в качестве одной из ключевых сцен в «Hand. Cannot. Erase.», но его с легкостью можно было представить и в качестве саундтрека для полуночной сцены какого-нибудь шпионского триллера.
Вопрос: Расскажи о том, когда он записывался, поскольку на барабанах в нем играет Чад Уэйкерман, который играл в твоей группе в финальной части «The Raven» тура.
Самой первой вещью, которую я написал для «Hand.Cannot.Erase.», была очень длинная музыкальная композиция, которая, в конечном счете, распалась на несколько маленьких фрагментов. Я не особо помню насчет этого трека, но могу сказать, что он начинался с того, что сейчас является вступлением к «Three Years Older». И, в определенном смысле, до того, как превратиться в часть песни «Three Years Older», эта композиция выделилась в «Sunday Rain Sets In». Это еще один музыкальный фрагмент, которому можно отнести определение «Часть моего саундтрека для фильма».
Чад в то же самое время записал барабаны и для «Happy Returns». Я не прогрессировал в работе над этим фрагментом до того момента, как начал работу над самим альбомом. Затем я в прямом смысле спас этот музыкальный фрагмент от небытия. Очень горжусь этим треком. Что мне в нем нравится, это ощущение шпионского фильма 60-х годов, достигнутое с помощью гитарного тремоло, почти как у Джона Бэрри. В контексте альбома, вроде «Hand. Cannot. Erase.», этот фрагмент явно бы не зазвучал «правильно». Но в контексте мини-альбома, короткого по хронометражу и без явной общей с «Hand. Cannot. Erase.» концепции, он звучит прекрасно.
Вопрос: Я заинтригован названием, какие чувства вызывают у тебя воскресные дни?
Это ничего не значит, потому что я музыкант! Каждый день для меня рабочий. Воскресенье для меня такой же день, как вторник и как среда. Тебе стоит посмотреть на это название с позиции моего характера, сформированного жизнью в крошечной квартирке в спальном микрорайоне, рассматриванием города сквозь пелену серого, английского дождя. Эта картинка, на самом деле, пронизывает весь альбом.
Vermillioncore
Песня была написана в конце 2013 года и закончена в июне 2015 года. Крейг Бланделл наложил нервные партии ударных под дребезжащую и бренчащую бас-гитару. Хольцманпронизывает звук колкими партиями органа. Когда Беггс грубо нарушает эту идиллию с дерзким соло на стике, это вызывает гневную вспышку гитары. Не пытайтесь найти значение названия песни в словарях — это выдуманное слово. «Vermillioncore» звучит, словно название ранее неизвестного элемента периодической таблицы Менделеева, полученного из сплава тяжелых металлов.
Что можешь сказать о партиях Крейга в этой песне?
У некоторых из моих поклонников они вызовут кошмарные ассоциации, будто SW начал играть в стиле драм’н’бэйс! Но это драм’н’бэйс, сыгранный на живых инструментах настоящей рок-группой. Вот от чего отталкивался Крейг в работе над треком. Мне хотелось написать композицию, чтобы позволить Крейгу раскрыться в игре как на живых барабанах, так и на электронных. В конце концов, получился яркий, смелый рок-инструментал. Но ритмические элементы в нем были заимствованы из электронной музыки, вроде басовой партии, звучащей почти в стиле даб; утяжеленный басовый звук с очень плотными, хрустящими драм’н’бэйсовыми ударными. Это новое звучание для меня.
Ник Беггс в этом треке исполняет соло на стике Chapman. Ты написал его партии?
Я сыграл партии баса в этом треке и показал парням. Ник сказал мне с нескрываемым великодушием: «Слушай, ты сыграл на басу очень хорошо. Почему ты хочешь переписать эти партии заново? Может, я лучше сыграю в этом треке на стике?». Я не особо представлял, что он мог бы сыграть, но он исполнил в этом треке странную, сыгранную на высоких нотах атональную импровизацию, пронизывающую всю композицию. Я сказал: «Мы не можем оставить твою партию в таком виде, но, думаю, она может стать настоящей жемчужиной композиции, если мы ограничим ее рамками соло». Не думаю, что слушатели смогут с уверенностью распознать это звучание, как звучание именно стика. Они могут предположить, что это гитарное соло.
Don't Hate Me
Изначально этот трек был ключевой композицией альбома «Stupid Dream», интерпретация 2015 года отличается присутствием вокала не только Уилсона, но и Нинет Тайеб. В инструментальной секции Хольцман исполняет шустрые, игривые партии на синтезаторе Fender Rhodes. Саксофон Тэо Трэвиса исполнен в расслабляющей манере, следуя контурам оригинального соло. Замедленный темп песни настраивает на более медитативный лад.
Это второй трек Porcupine Tree, который ты перезаписываешь за этот год. Что тебя вдохновляет на эту работу?
Люди рассуждают о песнях, как если бы это были песни Porcupine Tree. Но в моей голове они – это мои песни. Я писал их для Porcupine Tree, и записывал их. Я ни минуты не сомневался, что участники Porcupine Tree вносили свою индивидуальность в эти песни и наполняли их своим звучанием, но я все равно воспринимаю их как свои песни.
«Don’t Hate Me», в конце концов, одна из моих самых любимых песен, когда-либо записанных. Мы сделали ее медленнее, потому что когда я переслушал оригинал, то подумал: «Оох, я записал ее в чересчур быстром темпе. Она должна быть немного медленнее, немного грустнее». Мы записали ее по-другому. Я пригласил Нинет спеть дуэтом со мной.
Как и в оригинальной версии, Тэо снова исполнил в песне соло на саксофоне. Какие указания ты давал Тэо перед работой над этой песней?
Забавно, мы слушали его старое соло. Оно фантастическое. Это одно из тех соло, которые ты слушаешь и думаешь, что оно почти не отличается от оригинального. Но это не так, оригинальное соло было импровизацией. Основой для работы в этот раз было то изначальное соло, от которого мы отталкивались в работе. Поверь мне, Тэо проработал это соло гораздо глубже, чем раньше! <…> Темп немного медленнее и ощущается композиция более мягкой. С Тэо всегда приятно работать, поскольку он всегда готов пробовать что-то новое, но это соло я не хотел менять кардинальным образом.
Нинет исполняет припев в этой песне. Ты нашел для себя отличный вокальный контраст. Как долго она будет выступать вместе с вами в следующем году и возможно ли расширение ее роли в исполнении и некоторых других твоих песен?
Она будет выступать с нами на 11 или 12 концертах в январе. Я с удовольствием расширю ее роль в концертах, но еще не обдумывал, где бы мог найти ей применение. Вероятно, она примет участие в треках «Routine» и «Don’t Hate Me», где она может петь. Есть еще песни, где она исполняла партии бэк-вокала «Hand. Cannot. Erase.», как, например, в «Ancestral». Я дам ей возможность продемонстрировать, на что она способна. Она потрясающая и прекрасно подходит для моей музыки.
Напоследок, какая часть материала с «4½» войдет в сет-листы тура 2016 года?
Мы уже включили в него «My Book of Regrets» и «Don’t Hate Me», их мы продолжим исполнять и в будущем туре. Думаю, мы также возьмем «Happiness III» и «Vermillioncore». Так что, в новом туре мы исполним около 60-70% нового материала.
Рубрика Стивен Уилсон рекомендует.
Godley & Creme
Кто они? Кевин Годли и Лол Крим начали выступать как половина британской арт-рок-группы 10СС, отдавшая предпочтение более необычной музыке. Между 1977 и 1988 годами британский дуэт выпустил семь альбомов и несколько хит-синглов, как «Wedding Bells», «Under Your Thumb» и «Cry».
Что послушать? «Consequences» 1977 года, это тройной альбом, в котором смешались амбициозная поп-музыка и аудио-спектакль о конце света. Британский комик Питер Кук озвучил всех персонажей в этой сюрреалистичной комедии, посвященной личностям, обсуждающим развод на фоне странных метеорологических явлений снаружи (на этот счет Кук весело резюмирует: «Ураган, уничтоживший Гонолулу, двигался на север, в сторону Флориды»). Амбициозный материал альбома собрал и нескольких приглашенных музыкантов, в частности джазовую вокалистку Сару Вон в песне «Lost Weekend».
Что говорит Стивен:
«Consequences» это наиболее амбициозный, если не самый амбициозный, концептуальный альбом 70-х. Вдохновением для создания этого альбома для Godley & Crème стало желание продемонстрировать Gizmotron, механическое устройство, с помощью которого они создавали звучание, похожее на скрипку и виолончель в звучании гитары. Весь альбом был оркестрован с помощью гитар и Gizmotron. Я общался с Лолом Кримом несколько лет назад, потому что хотел купить один из этих инструментов. Но он ответил, что существовали лишь те, которыми они пользовались для работы над альбомом, и что к настоящему моменту все они проржавели и больше не работают. Это тот случай, когда технология безвозвратно утеряна и есть лишь этот альбом, способный продемонстрировать эту технологию.
Этот альбом не из разряда прогрессив-рока. Это просто альбом Godley & Creme. Он полон отличных мелодий. «Consequences» был уничтожен критиками, но это шедевр и заслуживает того, чтобы быть оцененным по достоинству.
Вам может понравиться, если вам нравится: более экспериментальная, студийно-продюсерская сторона творчества 10СС.
Вопрос месяца Стивену Уилсону от поклонников.
Если бы ты нашел свободное время, было бы тебе все еще интересно поработать над созданием фильма «Deadwing»? Организовал бы ты кампанию по сбору средств на этот проект через краудфандинг? — Энди Хартсхорн.
Когда мы с Майком Бенноном написали сценарий для «Deadwing», мы осознавали, что нам нужен будет бюджет для создания этого фильма, и это остановило нас тогда, у нас не было таких и средств, и мы не могли найти компанию, которая вложилась бы в производство такого фильма. Сегодня, кажется, гораздо проще снять фильм, потратив на его создание немного денег, без необходимости полагаться на финансирование проекта третьей стороной, до такой степени, что некоторые режиссеры снимают свои фильмы на айФоны! Качество камер в наши дни выросло. Понимая это, около года назад мы с Майком встретились и перечитали сценарий заново, но, честно говоря, мы почувствовали, что упустили время для создания этого фильма, и, если мы решимся на создание фильма, мы предпочтем написать какой-то свежий сценарий. В «Deadwing» было несколько интересных идей, которые мы все еще могли бы использовать, но мы оба верим, что в настоящий момент могли бы написать что-то более интересное, чем история «Deadwing». У меня нет на это времени в данный момент, но я убежден, что это только вопрос времени.
В подтверждение отказа от идеи создания фильма «Deadwing» я издал всю музыку, которая была написана для саундтрека. Что-то было записано Porcupine Tree на альбоме «Deadwing», другие композиции попали на «Insurgentes», последний неизданный трек – на новый мини-альбом «4½».
И напоследок, Стивен тоже подвел итоги года и опубликовал лучшие, на его взгляд, альбомы, вышедшие в этом году. Вот они:
- Max Richter - Sleep
- Kreng - The Summoner
- Julia Holter - Have You In My Wilderness
- Foals - What Went Down
- 36 - Void Dance
- Sunn O))) - Kannon
- Vatican Shadow - Death in Unity With God
- Gaz Coombes - Matador
- AFX - Orphaned Deejay Selek 2006-08
- Magma - Slag Tanz
И еще он рекомендует несколько альбомов его друзей, вышедших также в 2015 году:
- Tim Bowness - Stupid Things That Mean the World
- Gavin Harrison - Cheating the Polygraph
- Riverside - Love, Fear and the Time Machine
- Lonely Robot - Please Come Home