Рецензия на The Future Bites

Рецензия на альбом Стивена Уилсона The Future Bites

Уже ведь меньше месяца до релиза альбома Стивена Уилсона The Future Bites. Появляются первые рецензии - вот одна из них от ресурса The Progressive Aspect, ознакомьтесь. Если что, оригинал здесь.
Ох, ближе к 29 числу ждем "закипания" прог-умов и "взрывов" прог-пуканов ^_^

Если и есть человек в мире современного прогрессивного рока, который не нуждается в представлении, то это Стивен Уилсон. За последние тридцать лет он медленно, но верно поднимался вверх по карьерной лестнице, и теперь выступает как сольный исполнитель с реальной перспективой достижения ощутимого успеха. Конечно, с возможностью такого роста приходит неизбежный риск; рост популярности может означать отчуждение тех поклонников, которые помогли построить этот успех. Беспокоит ли это Стивена Уилсона? Даже беглое прослушивание альбома The Future Bites дает понять, что ответ категорический - "нет". Этот альбом смелый и вызывающий, и в нем мало места для компромиссов. Большая его часть - это электронная танцевальная музыка, далекая от "прога" The Raven That Refused To Sing, или тяжелого гитарного рока In Absentia.

Любой, кто следит за творчеством Уилсона, несомненно посмотрел видео на песни, фрагменты которых проскальзывали в социальных сетях - Personal Shopper или Eminent Sleaze, так что, возможно, уже получил представление об альбоме и его направлении. Personal Shopper - это, вероятно, центральная часть альбома и, конечно же, самый длинный трек, пульсирующий в такт танцевальному ритму Донны Саммер. Однако это Стивен Уилсон, так что есть зловещая грань, когда мы исследуем человеческую одержимость потребительством и его влияние на наши мысли и действия. В стихах гораздо больше, чем просто намек на иронию:

“Buy the box set and the kind of stuff
You’ve bought before a million times
Buy in green, buy in blue, buy in patterns ’cause I tell you to”
("Купи бокс-сет и все такое прочее.
Что покупал уже раньше миллион раз
Купи в зеленом, купи в синем, купи в узорах, потому что я тебе говорю”)

Объекты желания, прочтенные в невозмутимом стиле Элтона Джона, связаны с предполагаемой мотивацией к их покупке:

“Designer trainers (self-indulgence)
Diamond cufflinks (self-expression)
Detox drinks (self obsession, self defence)”
("Дизайнерские кроссовки (потакание своим желаниям)
Бриллиантовые запонки (самовыражение)
Детокс-напитки (самообман, самооборона)”)

Назойливый электро-танцевальный ритм усиливает послание всеобщего потребления, поскольку эта композиция охватывает две основные темы альбома – идентичность и технологии. Внешне все оптимистично, но всегда с тем разрушительным поворотом, когда нас засасывает в мир бесконечной покупки “дерьма, о котором ты никогда не знал, что тебе его не хватает” (“the shit you never knew you lacked”). Может показаться сложным для некоторых фанатов, но здесь есть узнаваемая мрачность Уилсона, пронизывающая процесс, который мне кажется извращенно обнадеживающим.

Но давайте вернемся к началу. Альбом The Future Bites начинается мягко, с того, что звучит как акустический демо-отрывок - песня Unself, которая едва начинается, и тут же её зеркальное отражение - второй трек Self разрушает все иллюзии самым шокирующим образом. Ударяя по электронной поп-музыке, напоминающей о Боуи в восьмидесятых, перед нами проносятся три минуты музыки, совершенно не похожей на Уилсона, едва ли удастся распознать "правильный" рок-инструмент, но этот трек очень запоминающийся. А действительно ли это не похоже на Уилсона? На самом деле, не совсем – у него всё еще есть та мрачная сторона, когда он исследует культ самого себя среди сталкивающихся шумовых междометий. Это поп-музыка, но она не удобна и не легка, и бесстрастная речь Уилсона задает тон всему диску. Девчачий хор "We are self, the self that loves itself now, doo doo doo do do" ("Мы - это я, то самое Я, которое любит себя сейчас, ду-ду-ду-до-до”). Вы либо полюбите его, либо возненавидите, здесь третьего не дано.

Далее следует песня King Ghost, и это одна из самых выдающихся вещей альбома, завораживающая и очень красивая. Она оживает на басовом импульсе, украшенном ударными инструментами и звенящими электронными клавишными партиями. Фальцет в припеве создает эту песню, и если вы смотрели анимационное видео Джесс Коуп, вы поймете, насколько она увлекательна. То, о чем идет речь, откровенно ускользает, кажется абстрактным, но не имеет ни малейшего значения – это просто одна из лучших песен, которые я слышал в этом году. Песня 12 Things I Forgot идет следом и в музыкальном плане находится на гораздо более знакомой территории. Это еще одна прекрасная песня, сделанная в схожем ключе с треком Nowhere Now с предыдущего альбома To The Bone, или возможно даже c Lazarus, и может успокоить некоторых поклонников традиционного звучания, которые чувствуют себя потерянными на этом альбоме. В этой песне даже звучит гитара!

Eminent Sleaze ломает грёзы хлопками в ладоши и грязной басовой партией, Уилсон играет роль гнусного хладнокровного бизнесмена.

“Me, I’m a bona fide reptile
The closer I get to the dirt
The sharper the suit that I’m wearing”
("Я - настоящая рептилия.
Чем ближе подхожу к грязи
Чем контрастнее костюм, который я ношу”)

Песня превращается в своего рода среднестатистический рок-трек Pink Floyd с женским вокальным сопровождением; это почти что обновленный трек Money для интернет-поколения.

“I turn on the charm and you’re down there on the tarmac
I say something funny, you give me all your money”
("Я включаю заклинание, а ты там, внизу, на асфальте.
Я говорю что-то смешное, а ты отдаешь мне все свои деньги”).

Гитара появляется в виде разбитых колющих осколков и используется очень умеренно для максимального эффекта. Это не тот Уилсон, к которому мы привыкли, но он, несомненно, классный. Вкрадчивая связь с Floyd продолжается на Man of the People, который плывет на эхо-клавишных и мягко бренчит на гитаре, звуча скорее в стиле песни Sheep. Двигайтесь вперед, прог-фанаты, здесь нечего бояться.

Предпоследний трек, Follower, является еще одним динамичным роком в стиле Боуи и практически возносит слушателя ввысь комментариями из социальных сетей и хором на подпевках, но ближе к Count Of Unease все сходит на нет с типично атмосферным финалом, шесть минут внеземной красоты: “always outside, always out of my mind” (“всегда снаружи, всегда вне моей головы”), - выдыхает он.

Вот он, короткий сорокаминутный альбом. Некоторые его фрагменты не должны стать слишком неудобоваримыми для тех, кто придерживается деликатной прог-диеты, но многое является смелым и вызывающим. Как давний поклонник Стивена Уилсона я сомневаюсь, что в ближайшие годы буду считать это его лучшей работой, не каждый альбом может превзойти предыдущий. Важно само путешествие, а не то, как происходит каждая остановка на пути. The Future Bites - это важный шаг на эволюционном пути выдающегося талантливого музыканта. Великие артисты всегда подавали нам "крученые мячи" и отказывались топтаться на месте, не желая повторять былую славу, и я должен сказать, что день, когда Уилсон станет потворствовать ожиданиям, - это день, когда он создаст действительно никчёмный альбом. Этот диск, конечно, не такой, и есть моменты, которые стоят в одном ряду с его лучшими достижениями. Вся прелесть в том, что следующий альбом, несомненно, снова будет совершенно другим. Я уверен, что большинство из нас всё ещё будет его слушать.

  1. Unself (1:05)
  2. Self (2:56)
  3. King Ghost (4:06)
  4. 12 Things I Forgot (4:43)
  5. Eminent Sleaze (3:53)
  6. Man Of The People (4:42)
  7. Personal Shopper (9:49)
  8. Follower (4:39)
  9. Count of Unease (6:08)

Общее Время – 42:01

Музыканты:
Стивен Уилсон - вокал, гитара, бас, клавишные, перкуссия, программирование
Дэвид Костен - программирование
Ник Беггс - стик, гитара, перкуссия
Адам Хольцман - Клавишные
Майкл Спирмен - перкуссия
Джейсон Купер - перкуссия
Бобби Гордон – бэк-вокал
Венди Харриот – бэк-вокал
Кристал Уильямс – бэк-вокал
Элтон Джон - голос
Лондонский Сессионный Оркестр - струнные партии
Гай Протеро - дирижер

Дополнительная информация:
Лейбл - Caroline International
Продюсеры - Стивен Уилсон и Дэвид Костен
Страна происхождения - Великобритания
Дата выхода - 29 января 2021 года