Считающийся одним из самых почитаемых прог-музыкантов нашего времени, Стивен Уилсон раскрывает «свои карты» для ресурса Overdrive с целью анализа своего нового музыкального направления на шестом альбоме The Future Bites.
Пресс-релиз нового альбома Стивена Уилсона гласит: «The Future Bites исследует пути эволюции человеческого мозга в эпоху интернета».
То, что разворачивается за время звучания девяти треков альбома, действительно в некоторой степени является этнографическим и саморефлексирующим путешествием по привычкам современного потребительства и популярной культуры, причем каждая сцена разыгрывается на фоне захватывающей прогрессивной электронной поп-музыки...и это великолепно!
Общаясь с нами из своего дома на фоне впечатляющей коллекцией пластинок, уставленных от пола до потолка, Стивен находится в приподнятом настроении и готов поделиться всеми подробностями своего нового альбома…
Давай сначала поговорим о новом альбоме. The Future Bites. В плане использования большего количества электроники и большего уклона в поп-музыку с точки зрения сочинительства, считаешь ли ты To the Bone предшественником этого альбома?
Полагаю, да. Он определенно отходит от уклона в «рок», концентрируется и исследует более электронное звучание. Как ты справедливо заметил, To the Bone в некоторых треках все больше склонялся к данному направлению.
Что действительно отличается для меня на этом альбоме, по сравнению с не только To the Bone, но со всеми моими предыдущими альбомами, что в нем нет такого же чувства почитания или ностальгии по прошлому, чем, вероятно, был мой предыдущий альбом.
Не кажется ли тебе, что на предыдущих альбомах ты попался в ловушку сочинительства, основанного на этом чувстве ностальгии?
Полагаю, что иногда я так и делал. Это одна из вещей, которые мне временами не нравятся. Иногда я почти чувствую, что во мне слишком много знаний и страсти к музыкальной истории, и иногда это может проявляться таким образом, что музыка звучит так, как будто она чересчур сильно отсылает к прошлому.
Вот что мне действительно нравится в The Future Bites (или в том, как я вижу этот альбом), так это то, что мне кажется этот альбом может существовать только в «сейчас». Это очень современный, свежий альбом, отсылающий к современной поп-музыке, и мне нравится, что он в во многом очень сильно отличается от To the Bone, который для меня был своего рода данью уважения экспериментальной поп-музыке 80-х. Но да, этот альбом - еще один шаг в сторону от «классического рока» или гитарной музыки.
Понятно, изначально альбом должен был выйти 12 июля (явно опечатка автора, изначально альбом должен был выйти 12 июня – прим. stupidmax). Повлияла ли отсрочка выхода альбома на твои собственные ощущения по поводу проделанной работы и вдохновила ли на какие-либо изменения, что называется «в последнюю минуту»?
Именно это и произошло (смеется)! Весь процесс создания альбома – это сочинение, запись, сведение, мастеринг, - и к тому времени, когда закончишь весь этот процесс - мы говорим о восемнадцати месяцах, ну, это лично для меня.
Итак, это время я прожил с примерно двадцатью пятью треками, и, очевидно, к тому времени, когда работа над ними завершена трудно удержаться, чтобы не начать рассматривать весь объем работы почти как научный проект (смеется).
К этому времени я уже почти не слышу песен. Это больше похоже на: «Этот хай-хэт достаточно громко звучит? Нужно ли было в этой части микса сделать бэк-вокал чуть громче?». Выходит, я больше не объективен в отношении музыки, а эта изоляция позволила мне (впервые в жизни) поразмыслить о музыке спустя шесть месяцев после завершения работы над ней и внести некоторые изменения.
Были ли внесены какие-либо существенные изменения?
Да, на самом деле я полностью изменил финальный трек альбома и заменил его совсем другой по настроению композицией Count of Unease. Я не смог бы этого сделать, если бы не пандемия. Мне представилась просто роскошная ситуация, которой я и воспользовался, как мог. Если бы не локдаун, я бы не смог выполнить эту задачу, оглядываясь назад, я очень рад тому, что сделал.
Обычно к тому времени, когда работа над альбомом завершена, его отправляют на производство, а затем начинается процесс промоутирования, и на самом деле нет времени вносить такие драматичные изменения в объем уже проделанной работы, так что для меня во всем этом определенно был луч надежды.
Я так понимаю, что ты записал еще шесть бонус-треков, появятся ли эти песни на альбоме, когда он выйдет в следующем месяце, или у тебя на них есть другие планы?
Ну, альбом состоит всего из девяти треков. Я был непреклонен в решении оставить его столь лаконичным. Думаю, альбом «заходит» примерно за 42 минуты. Я всей душой верю в концепцию, что большинство «классических альбомов» по хронометражу находятся в пределах этой отметки в 35-40 минут, еще нужно принимать во внимание, что концентрация внимания у людей сейчас стала намного короче, чем была десять или двадцать лет назад.
Так вот, я был непреклонен в вопросе сохранить альбом в хронометраже не более 45 минут, и, как теперь известно, в общей сложности я записал двадцать пять треков. Шесть из них находились на разных стадиях завершения, я решил поработать над ними еще в марте вскоре после первого локдауна, а теперь эти треки появятся в подарочном бокс-сете альбома, на бонус-диске.
Сейчас мы живем в мире, в котором невозможно выпустить альбом без какого-то роскошного бонусного издания, особенного тиража, и так далее. Я подумал, что это будет отличным дополнением для любого коллекционера.
Первый сингл с альбома, Personal Shopper, является свидетельством основной темы альбома, которая, на мой взгляд, отсылает к потребительской зависимости XXI века, связанной с отсутствием элементарной человеческой эмпатии. Согласен ли ты с мыслью, что в свете пандемии это послание стало еще более актуальным, чем когда-либо?
Впервые в жизни я действительно непреднамеренно написал что-то «актуальное» для нашего нынешнего климата (смеется). Да, по иронии судьбы Personal Shopper была написана до того, как стало известно о Covid-19 и о том влиянии, которое этот вирус окажет на массы.
Думаю, что Personal Shopper возникла из-за беспокойства о том, как онлайн-коммерция становится все более и более искусной в использовании нашей личной информации против нас же самих, чтобы заставить покупать дерьмо, которое нам не нужно. Что меня действительно беспокоит, так это то, что данная технология находится еще в зачаточном состоянии и будет становиться все более заметной в жизни каждого из нас по мере того, как с годами мы совершенствуемся.
Мы все покупаем вещи, которые нам не нужны, и это очаровывает, поскольку в новейшей истории это стало гораздо коварней. Люди, как правило, покупают больше для владения, чем для пользы, это как раз то, о чем идет речь в песне со ссылкой на выпуск «бокс-сета ограниченным тиражом». Я говорю о том, что эта история стала больше о самом предмете, а не о музыке.
Люди, похоже, больше не беспокоятся о качестве. Например, речь идет о том, чтобы заполучить недавно обнаруженную демо-версию песни какого-нибудь вызывающего ностальгию музыканта, которая была записана в его ванной комнате сорок с лишним лет назад, и не важно какое там качество звука. Выпущено так много бокс-сетов, содержащих такое количество сомнительного контента, направленных на определенный целевой рынок, не задумываясь о самом качестве этого контента.
Это относится не только к миру музыки, а ко всему - от моды до автомобилей, стиля жизни и за этой гранью. Захватывающее и в то же время пугающее положение вещей, в котором мы сейчас живем.
Как уже упоминалось ранее, это твой самый электронный альбом. Можешь ли ты представить, что в будущем будешь двигаться в этом направлении? Ты чувствуешь себя творчески удовлетворенным именно сейчас, сочиняя новый материал?
Простой ответ на этот вопрос: «Да». Я очень взволнован исследованием электронной стороны себя. Мы по большому счету живем в мире, который окутан электронными звуками, и думаю, что если я соберусь создать нечто, имеющее отношение к современной поп-культуре, то буду использовать электронные звуки. Если гитара была инструментом, который лучше всего отражал 70-е и 80-е годы, то сейчас электронные звуки отражают текущий период истории.
Мы слышим электронные звуки весь день, начиная с телефонов и заканчивая звонками в дверь, компьютерами, играми и т.д. Это мир, в котором мы живем.
У моих детей (9 и 7 лет) есть идея (или интерес) к тому, как звучит гитара! Мы просто уже не слышим гитар в массовой культуре. Они похоронены в миксе песни или скрыты где-то на заднем плане.
Не уверен, что действительно скорблю об этом, потому что я вырос в то время, когда гитара была в самом центре музыки, и прямо сейчас я чувствую, что наблюдаю эволюцию в музыкальной культуре. Конечно, она будет продолжать развиваться и менять ожидания точно так же, как джаз в первой половине XX века, а затем рок во второй половине того же века.
Мне кажется, что музыка, которая лучше всего отразит и определит поворот тенденций и массовой культуры в первой половине XXI века, будет урбанистической и электронной. Я не собираюсь в ближайшем будущем записывать современный поп-альбом, но мне нравится идея адоптировать свою музыкальную личность под более современную музыкальную палитру, именно это я сделал на The Future Bites.
Еще мне очень нравится удивлять людей, я могу решить сделать еще один рок-альбом или что-то в этом роде с большим упором на гитары. Некоторые из самых плодовитых художников, музыкантов, модельеров, писателей и режиссеров имели одну общую черту: они постоянно развивались, снова и снова избегая самоповторов.
В наши дни из-за социальных сетей это сделать гораздо труднее. Если что-то создаешь, что хотя бы отдаленно не соответствует твоему образу, или является новым для тебя, конфронтационным, вызывающим разногласия, то в течение нескольких минут после публикации/поста в интернете возникает волна негативных отзывов. Иногда бывает очень трудно блокировать этот шум, что, в конечном итоге, вредит творчеству.
Ни для кого не секрет, что ты любишь включать мультимедийную эстетику в концертное шоу. Можешь что-нибудь поведать о запланированных концертах на больших площадках?
Не совсем (cмеется). Отчасти потому, что я еще не слишком много об этом думал. Что могу сказать, так это что концепция альбома будет отражена в концертном шоу. Существует много по-настоящему интересных возможностей для концертного воплощения, начиная с расстановки товара и заканчивая в некотором смысле вовлечением зрителей в участие в шоу.
Мне очень нравится идея корректировать восприятие того, что люди думают, что они видят, в отличие от того, что они видят на самом деле. Например, обложку альбома, которая на самом деле – это фотография женщины-модели, которая была стилизована, чтобы выглядеть как я, а затем путем манипуляций на компьютере доведена до того, чтобы выглядеть еще больше похожей на меня.
Элтон Джон гостит на альбоме в Personal Shopper. Когда ты обратился к нему с этим предложением, были ли у тебя сомнения в том, что он примет предложение, или ты был уверен, что он согласится?
Ну, я немного рисковал, но также был уверен в успехе, потому что концепция была настолько совершенной, что не могла потерпеть неудачу. У меня была слепая вера глубоко заблуждающегося человека (смеется).
Когда я придумал такую идею для песни, то все еще понятия не имел, кого хотел бы попросить прочитать этот монолог. Потом я посмотрел фильм «Рокетмэн», в конце фильма есть такая фраза: «С тех пор Элтон отбросил все свои привычки, кроме шопинга». Я просто знал, что он был идеальным человеком, чтобы прочитать эти строчки. Я просто знал, что это тот самый человек. Он самый известный потребитель на земле. Это просто должно было случиться.
Обычно, когда у меня появляются такие сумасшедшие идеи, мне приходится возвращаться с небес на землю, потому что они никогда не срабатывают, но Элтону очень понравился трек и концепция, лежащая в его основе. Он увидел, насколько про него эта история. Кроме того, из того, что я о нем знал, я знал, что он очень увлечен поддержкой менее известных музыкантов, и поэтому считал, что шансы были в мою пользу, и, к счастью, так и случилось.
Поскольку альбом посвящен принципам поведения потребителя, какую самую нелепую и совершенно ненужную покупку ты совершил за последнее десятилетие?
... Ну, это определенно музыкальный альбом. Я должен сказать, что это делюксовый бокс-сет альбома Джона (Леннона, The Beatles) и Йоко «Wedding». Это полная чушь и совершенно нарциссический альбом, но я должен был иметь его в коллекции. Там есть фотографии их свадебного торта, пресс-конференции, копия их свадебного сертификата и много других эгоистичных вещей.
Имея возможность навсегда отключить интернет, ты бы приветствовал такое решение, или считаешь, что это стало необратимой зависимостью, которая нанесла бы больший ущерб обществу, если бы перестала быть доступна?
Это очень интересный вопрос. Есть многое, что я люблю в интернете, например, доносить свою музыку до людей одним нажатием кнопки. Я помню дни, когда упаковывал тысячи конвертов и отправлял их на лейблы и журналы, радиостанции и т.д. в надежде, что они послушают мою музыку. Теперь я могу сделать это за секунду.
Проблема заключается в том, как люди решили взаимодействовать с интернетом, это привело к тому, что люди стали очень нарциссичными и одержимыми собой, менее любознательными по отношению к миру, в котором мы живем.
Все дело в том, сколько лайков собирают посты в Instagram, и, честно говоря, я тоже этим пленён и ненавижу этот аспект, когда дело доходит до интернета.
Последний вопрос: у тебя есть один шанс написать и записать музыку с другим музыкантом (живым или умершим), кто бы это был и почему?
... Ох, я должен сказать, что это Prince. У меня в детстве на стене в спальне висел его плакат. На сегодняшний день он является самой талантливой поп-звездой в мире. Диапазон таланта, которым он обладал, простирался на сочинительство, исполнение, моду и творческое видение. Было бы здорово просто посмотреть на него за работой и понять его подход ко всему.
Интервью провел Оран О’Бирн.